Вернуться
Мифологическое время. Колыбель
Мифологическое время. Колыбель
Заголовок
Мифологическое время. Колыбель
Аннотация
По одному из преданий суша родилась из крупицы ила, которую со дна океана по велению Нуми-Торума подняла ныряющая птица-гагара. Изначально Земля выглядела лепешкой, вращавшейся на поверхности воды, и Торум закрепил ее своим поясом – Уральским хребтом. На Землю первочеловек спустился в священной колыбели, качающейся на золотой или серебряной цепи, и богиня Калтащ открыла счет человеческим судьбам. Мифологическая колыбель остается нитью, связывающей предка с ныне живущими людьми. Вселенная разделена на три сферы: Торум-небо (Верхний мир), Мув – Землю (Средний мир) и Кали-торум - Подземный мир (Нижний мир). Торум - Творец, Вседержитель, он создал Землю и светила, установил миропорядок. Его отображение - это весь мир и наполняющая его жизнь. На святилищах Небесному богу мужчины приносят в жертву семь белых оленей, а женщины вывешивают на священную березу Торума семь белых халатиков. Его тень - брат-враг Хынь ики, место обитания которого – Нижний мир. Он владеет царством мертвых, болезней и смерти. Его знак - крест. Хынь ики является воплощением зла: вредит людям, забирает в свое царство души мертвых. В жертву ему приносят оленя темной масти, семь черных халатиков, сшитых одной нитью. Мать-Земля (Мых ими), многоликая богиня материнства Калтащ – не то мать, не то жена самого Вседержителя. Она прародительница и хозяйка всего земного, всего рождающегося и умирающего. Ее мощь воплощена в огне, земле, водной стихии. Она покровительствует каждому новому рождению. В каждом доме, как знак судьбы, хранят семь платков (Лабыт охшам) и узорчатый сах богини. Женщины отображают ее земные ипостаси в орнаментах на своей одежде. По узелкам на посохе Калтащ читается жизненный путь новорожденного.
Дата публикации